16 июн. 2015 г.

90 лет первого полёта дирижабля «Московский химик-резинщик»



Дирижабль "Московский химик-резинщик" выводят из эллинга Ленинградской Высшей воздухоплавательной школы
16 июня 2015 года исполняется 90 лет первого полёта дирижабля «Московский химик-резинщик».
Н.В.Фомин - конструктор дирижаблей
Воздухоплавательный аппарат с таким необычным названием был спроектирован Николаем Васильевичем Фоминым в конструкторском бюро А.Н.Туполева. Деньги на строительство дирижабля были собраны работниками московских заводов резиновой промышленности #«Богатырь», #«Каучук» и #«Проводник».
#Дирижабль относился к т.н. мягким дирижаблям, т.е. его прорезиненная тканевая оболочка являлась также и ёмкостью для несущего газа. Стабильность внешней формы, в отличии от жёстких дирижаблей,  обеспечивалась наличием избыточного давления газа, поддерживаемого специальными емкостями, в которые нагнетался воздух. Открытая гондола дирижаюля была изготовлена из кольчуголюминия – одного из любимых на тот момент материалов А.Н.Туполева, и была разделена на три отсека: передний, где размещался экипаж, средний – моторный, где размещался двигатель «Фиат» мощностью 105 л.с. и задний - грузовой.
Гондола дирижабля "Московский химик-резинщик"
Конструкция гондолы была разработана по типу корпуса аэросаней "АНТ", того же конструкторского бюро. За кормой гондолы был смонтирован толкающий воздушный винт. Гондола подвешивалась к оболочке дирижабля на восемнадцати веревочных стропах. Оперение включало в себя горизонтальный стабилизатор и нижний киль. Каждая часть оперения состояла из ряда лонжеронов и нервюр и была обтянута прорезиненной материей.
Дирижабль «Московский химик-резинщик» предполагалось использовать для учебных, агитационных и разведывательных целей. Последнее было предусмотрено тактико-техническими требованиями УВВС, для чего оболочка получила камуфляжную раскраску.
Продувка оболочки дирижабля "Московский химик-резинщик" на заводе "Каучук"
Строительство дирижабля – изготовление оболочки – началось 4 ноября 1923 года  на московском заводе «Каучук». Сборка и испытания проводились на базе Ленинградской Высшей воздухоплавательной школы.
Жетон участника испытаний дирижабля
16 июня 1925 года экипаж под командованием Виктора Нижевского поднял дирижабль «Московский химик-резинщик» в небо. Первый полёт продолжался 2 часа 05 минут и завершился без происшествий.
Однако, дальнейшая карьера оказалась не такой удачной. Так при перелете из Ленинграда в Москву дирижабль «Московский химик-резинщик» был обстрелян караулом одного из оборонных заводов и совершил вынужденную посадку.
Во время своего последнего рейса по маршруту Ленинград-Москва дирижабль «Московский химик-резинщик» должен был совершить одну из двух промежуточных посадок в г.Тверь. Однако, 24 июня 1928 года из-за сильного ветра и дождя посадка прошла настолько неудачно, что дальше, в Москву, дирижабль отправился уже наземным путем.
Всего «Московский химик-резинщик» совершил 21 полет общей продолжительностью 43 часа 29 минут. 
До осени 1928 года дирижабль несколько раз перестраивали. Во время своего последнего тестового полёта 31 августа 1928 года оболочка дирижабля очередной раз получила сильные повреждения и принято решение о нецелесообразности её восстановления. В конце 1928 году чертежи и гондолу дирижабля «Московский химик-резинщик» передали в Школу воздухоплавания Мосавиахима.
"Московский химик-резинщик" на базе Мосавиахима в Кунцево
В 1930 году гондола была модернизирована, и использовалась при строительстве нового дирижабля того же типа - СССР В-4 «Комсомольская правда».


Ниже приведём статью "Резинщик в небе" из журнала "Экран" от 1 июля 1928 года.
"Мы стоим в гондоле дирижабля в то время, как его мерно выводят из эллинга (так называется помещение для дирижаблей). Десятки осторожных рук выводят его за веревки, прикрепленные к корпусу, как бы под уздцы. Происходит последнее взвешивание дирижабля. Убавляют или прибавляют, смотря по надобности, балласт. Механик пробует мотор. Стодесятисильный "Фиат" работает четко, как часы. В это время приносят результаты наблюдений над ветром. На высоте 200 метров скорость ветра оказывается равна 12 метров в секунду (т.е. около 43 километров в час). Скорость ветра для дирижабля порядочная. Однако пилот В.Л.Нижевский смело дает знак. Раздается команда - "дай свободу", - и дирижабль плавно подымается вверх.
Летим очень низко, и дирижабль, как говорят, "немного болтает", поэтому подымаемся выше, где состояние атмосферы спокойнее. Летим вдоль Лиговки всего на высоте около 250-ти метров. Несмотря на то, что скорость встречного ветра столь значительна, Лиговка быстро бежит под нами. Пересекаем Проспект 25 октября.
Любопытно смотреть вниз: можно рассмотреть каждую улицу, узнать знакомые дома. Я измеряю скорость полета. Мы сворачиваем и летим по направлению к заливу. Нельзя описать, как прекрасен Ленинград. Но, к сожалению, пора возвращаться. Летим обратно. Снижаемся. Внизу нас ожидают четыре группы "стартовой команды". 
Дирижабль "Московский химик-резинщик" построен на средства, собранные рабочими заводов: "Богатырь", "Каучук" и "Проводник". Дирижабль этот мягкой системы, объемом 2 500 куб. м., построен по проекту и под руководством нашего инженера-воздухоплавателя Н.В. Фомина. Оболочка дирижабля построена на заводе "Каучук", а кольчуг-алюминиевая гондола - в Центральном Аэро-Гидродинамическом Институте (#ЦАГИ). Скорость полета около 60 км в час.
Одна из целей полета - выяснить возможность использования небольших дирижаблей для дальних перелетов. Спаянность и опытность команды, состоящей из пилота В.Л. Нижевского и механиков В.П. Каюкова и И.Я. Волхонского, вместе с хорошими качествами дирижабля обещают, что перелёт будет совершен успешно
".